Детский сад №11 "Подснежник", г. Якутск, республика Саха (Якутия)

Рабочая программа по Лего конструированию Корчагиной Л.Е.

 1. Пояснительная записка

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит  активный словарь.  

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с детьми разного возраста и различных образовательных возможностей.  

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Данная дополнительная образовательная программа имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся 5-7-летнего возраста. 

Форма обучения – игровая деятельность.

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Актуальность

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования и робототехники, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Педагогическая целесообразность 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Принципы построения программы

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

       Практическая значимость программы

1. Непосредственная практическая работа с конструкторами позволяет развить в дальнейшей жизни полученные навыки.

2. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания.

3. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяет увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу.

4. Материал лучше всего усваивается, когда мозг и рука работают вместе.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования и робототехники.

Задачи:

Обучающие: 

• содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

• создать условия для овладения  основами конструирования;

• способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем. 

• создать условия для овладения основами программирования.

 Развивающие:

• создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

• способствовать развитию творческой активности ребёнка; 

• способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные:  

• содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

• содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

• создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Для обучения детей LEGO-конструированию и робототехники используются разнообразные методы и приемы.


Методы Приёмы

Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.


Сетка занятий по кружку

Занятие проводится два раза в неделю.

Для средней группы продолжительность -20 мин, старшей группы – 25 мин., подготовительной группе – 30 мин.


Дни недели Время Группа


Понедельник 15.00-15.25 Б, З (2 группа)

15.30-15.55 Ж, Д

16.00-16.30 К

16.35-17.10 А


Вторник 10.00-10.20 Легоша (В, Г)

10.30-10.50 Е

11.00-11.30 З (1 группа)


Среда 15.00-15.20 К

15.30-15.50 Б, З (2 группа)

16.00-16.30 Ж, Д

17.00-17.30 А


Четверг 11.00-11.30 З (1 группа)


Пятница 9.30-9.50 Е

10.00-10.25 Легоша (В, Г)



Условия реализации рабочей программы:

Наполняемость групп -  не более 8-12 человек (за одно занятие).

Наполняемость групп по робототехнике -9 человек

Формы трансляции педагогического опыта

1. Игровой практикум для педагогов детского сада.

2. Собрания и фото отчеты  для родителей.

3. Мастер-классы для родителей и педагогов.

4. Интерактивное взаимодействие на сайте с родителями.

5. Представление и обобщение опыта в сети интернет.

Конструирование выполняется детьми в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. 

Можно различить три основных вида конструирования: 

по образцу 

по условиям

по замыслу 

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). 

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности


2. Структура проведения занятия


Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

• Совершенствование навыков классификации.

• Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

• Активизация памяти и внимания.

• Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

• Развитие комбинаторных способностей.

• Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

• Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

• Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

• Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

• Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

• Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.


Результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

определять, различать и называть предметы (детали конструктора), 

выстраивать свою деятельность согласно условиям (конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему),

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного,

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей учебной группы, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Регулятивные УУД:

уметь работать по предложенным инструкциям,

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога. 

Коммуникативные УУД:

уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке, 

уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять 


3. Планируемые результаты


В результате освоения программы обучающиеся должны знать:

• основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);

• простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);

• виды конструкций: плоские, объёмные (средняя и старшая группа), неподвижное и подвижное соединение деталей (старшая и подготовительная группа);

• технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

Уметь:

• осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду  и цвету);

• конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;

• конструировать по образцу;

• составлять программу для работы робота;

• с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.


Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и контроля деятельности являются детские работы, фото отчет, акты выполненных услуг.


4. Освоение данной технологии проходит поэтапно по возрастам.

Возрастные особенности детей

Дети начинают заниматься лего-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями. 

Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.


1 этап – LEGO конструирование 

Возрастная категория: с 3 до 5 лет


С помощью конструктора LEGO решаются  задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям: 

• Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

• Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве.

• Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.

• Расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте.

• Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления.

• Обучение воображению, творческому мышлению.

• Овладение  умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.

• Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.

В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с кон-структором LEGO. Преимущественная форма работы — это кон-струирование по замыслу и по готовой модели. Дети свободно экспериментируют со строи¬тельным материалом. Образец может быть показан в начале занятия, а затем он убирается.


2 этап – LEGO конструирование с использованием информационно-коммуникативных технологий программа LEGO Digital Designer)  


Возрастная категория: с 5 до 6 лет

 В образовательную деятельность  LEGO конструированию  включены упражнения по освоению программы LEGO Digital Designer. Как и в реальном конструкторе в LEGO Digital Designer присутствует богатый выбор разнообразных деталей, цвет которых можно менять. Рабочую область программы можно приближать, удалять и разворачивать под любым углом. Готовые модели можно оценить при помощи режима предварительно просмотр).

Организация образовательной деятельности на данном этапе выстраивается в индивидуальной и подгрупповой формах работы с детьми, соблюдены требования СанПин.


3 этап – LEGO конструирование с использованием робототехники 


Возрастная категория: с 6 до 7 лет

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему LEGO  WeDO,  предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. 

 LEGO позволяет старшим дошкольникам:

• совместно обучаться в рамках одной бригады;

• распределять обязанности в своей бригаде;

• проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

• проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

• создавать модели реальных объектов и процессов;

• видеть реальный результат своей работы.


5. Содержание программы

Средняя  группа (4-5 лет) Старшая  группа (6-7 лет)

1.Знакомство с названиями  деталей LEGO-конструктора, различать и называть их.

2. Знакомить детей с различными способами крепления деталей LEGO.

3. Учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки.

4. Продолжать учить детей работать коллективно.

5. Учить мысленно, изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.

6.Учить анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность и на основе этого создавать образ объекта.

7.Учить детей конструировать по схеме, предложенной взрослым и строить схему будущей конструкции.

8.Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры.

9. Учить конструировать по замыслу, самостоятельно отбирать тему, отбирать материал и способ конструирования.

10.Дать понятие что такое симметрия.

11.Учить работать в паре.

12. Размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки.

13.Учить передавать характерные черты сказочных героев средствами LEGO-конструктора.

14. Развивать конструктивное воображение, мышление, память, внимание.

15. Дать возможность детям поэкспериментировать с LEGO- конструктором. 1.Формирование интереса к конструктивной  деятельности.

2.Закреплять знания детей о деталях LEGO-конструктора, называть их.

3.Учить выделять при рассматривании схем, иллюстраций, фотографий как общие, так и индивидуальные признаки, выделять основные части предмета и определять их форму.

4. Учить соблюдать симметрию и пропорции в частях построек, определять их на глаз и подбирать соответствующий материал.

5.Учить детей представлять, какой будет их постройка, какие детали лучше использовать для её создания и в какой последовательности надо действовать.

6.Продолжать учить работать в коллективе, сооружать коллективные постройки.

7. Учить сооружать постройку по замыслу.

8. Учить сооружать постройки по фотографии, схеме.

9. Продолжать учить сооружать постройки по заданным условиям сложные и разнообразные постройки с архитектурными подробностями.

10.Учить устанавливать зависимость между формой предмета и его назначением.

11.Закреплять знания детей о понятии алгоритм, ритм, ритмический рисунок.

12. Продолжать учить детей работать в паре.

13.Продолжать учить детей размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки.

14.Продолжать учить детей передавать характерные черты сказочных героев средствами LEGO- конструктора.

17.Учить мысленно изменять пространственное положение объекта, его частей.

18. Учить создавать движущиеся конструкции, находить простые технические решения.

19. продолжать учить детей разнообразным вариантам скрепления LEGO-элементов между собой.

20.Продолжать учить рассказывать о своей постройке.

21. Развивать воображение и творчество, умение использовать свои конструкции в игре.


Подготовительная группа (6-7 лет)

Обучение с LEGO Education ВСЕГДА состоит из 4 этапов: Установление взаимосвязей, Конструирование, Рефлексия и Развитие. 

Установление взаимосвязей 

При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Используйте эти анимации, чтобы проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия. В «Рекомендациях учителю» к каждому занятию предлагаются и другие способы установления взаимосвязей. 

Конструирование Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции. При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных. 

Рефлексия 

Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников. 

Развитие 

Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

Планирование работы.  

Первые шаги 

О сборке и программировании 

Мотор и зубчатые колёса 

Повышающие и понижающие зубчатые передачи. Датчик наклона

Шкивы

Датчик расстояния и датчик наклона

Цикл, Прибавить к Экрану, Вычесть из Экрана, Начать при 

получении письма, Маркировка

Коронное зубчатое колёсо, червячное колесо, кулачок

Фокус: технология 

5. Рычащий лев  4. Голодный аллигатор  6. Порхающая птица 

Дополнительные задания

Приключения 

Фокус: развитие речи 

11. Спасение от великана  10. Спасение самолёта  12. Непотопляемый парусник 

Дополнительные задания

Футбол 

Фокус: математика 

8. Вратарь  7. Нападающий  9. Ликующие болельщики 

Дополнительные задания


6. Обеспечение дополнительной программы

Методическое:

Для реализации программы использу¬ются следующие методические материалы:

учебно-тематический план;

методическая литература для педагогов дополнительного образования;

ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий;

таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов.

схемы пошагового конструирования;

иллюстрации транспорта;

стихи, загадки по темам занятий;







Список литературы


1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.

2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

3. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.

4. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.

5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. – 118 с.

6. Емельянова, И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. – 131 с.

7. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011. – 120 с.

8. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

9. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.

10. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.

11.   Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009. – 79 с.

12.   Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009. – 63 с.

13.   Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.

14.   ЛЕГО-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. –150 с.

15.    Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.

16.    Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.

17.   Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.

18. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.

19.  Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.

20. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.

21.  Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. – СПб, 2001, - 59 с.

22. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г .- 58с.

23. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.

24. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.

http://int-edu.ru

http://7robots.com/

http://www.spfam.ru/contacts.html

http://robocraft.ru/

http://forum.russ2.com/index.php?showforum=69

http://www.robo-sport.ru/

http://www.railab.ru/

http://www.tetrixrobotics.com/

http://lejos-osek.sourceforge.net/index.htm















ЖИВОТНЫЕ















Примеры для моделирования по схеме

ЖИВОТНЫЕ















15 ноября 2016 в 16:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.