Детский сад №11 "Подснежник", г. Якутск, республика Саха (Якутия)

Рабочая программа учителя логопеда Сидоровой Л.Т.


Содержание 


                                                                                                                        стр.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка………………………………………………………….. 3

1.1. Цели и задачи реализации Программы............................................................ 4

1.2 Принципы и подходы к формированию программы ……………………… 5

1.3 Характеристики особенностей развития детей с ОВЗ………………………. 6

1.3.1 Характеристики особенностей развития детей с нарушением зрения……… 6

1.3.2 Характеристика контингента воспитанников с нарушением речи…………… 8

2. Планируемые результаты освоения программы……………………………... 12

 II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………… 16

I  Учебно-тематическое планирование…………………………..………………. 16

1.2 Основные направления и особенности коррекционной работы с детьми с нарушением речи …………………………………………………………………. 18

2. Способы реализации программы………………………………………………. 23

2.1   Методы реализации программы………………………………….………….. 25

2.2 Средства реализации программы……………………...……………………… 26

2.Особенности коррекционной работы учителя логопеда…………………….. 27

 II ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………. 29

1. Условия реализации рабочей программы……………………………………. 29

Список литература ……………………………..………………………...………… 37

Приложения











































ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1. Пояснительная записка.

В основе создания программы для детей с нарушением зрения использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями. В частности «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» / Под ред. Л.И. Плаксиной, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой,  Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей»» Т.Б Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б Филичевой, Тумановой Т.В., «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с онр» Н.В. Нищевой. 

Программа разработана на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»); 

-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26);

- Конституции РФ;

- законодательства РФ;

- Конвенции ООН о правах ребенка; 

-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014); 

- Устава МБДОУ ЦРР Детский сад №11 «Подснежник» г. Якутска;

 - Положения о группе для детей с нарушением зрения МБДОУ ЦРР Детский сад №11 «Подснежник» г. Якутска

-разработок отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. 

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. 


1.1. Цели и задачи реализации Программы 

Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка в школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи. 

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологий, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализация.

В МБДОУ «Подснежник» осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, такими как, ОНР, возникла необходимость введения на логопункте при нашем саду специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходим о адаптировать к условиям работы на логопункте при массовом детском саде.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей с нарушением зрения.

Цель: Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.


Задачи: 

• Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

• Преодоление недостатков в речевом развитии;

• Воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развития слухового восприятия;

• Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

• Формирование навыков учебной деятельности;

• Осуществление преемственности деятельности в работе с родителями воспитанников, воспитателями и специалистами ДОУ. 

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 

• принципом развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; 

• принципом научной обоснованности и практической применимости; 

• принципом критерия полноты, необходимости и достаточности; 

• принципом единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; принципом индивидуализации дошкольного образования (детей с нарушениями зрения); 

• принципом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; 

• принципом комплексно-тематического построения образовательного процесса; 

• принципом развития ребенка с учетом возрастных закономерностей его психического развития на каждом возрастном этапе; 

• принципом реализации качественного, возрастного, культурно- исторического, личностного и деятельностного подходов. 

Основные подходы к формированию программы

•Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. 

• Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. 

• Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 

• Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). 

Программа направлена на: 

• формирование полноценной фонетической системы языка, развитие

фонематического восприятия, навыков звука-слогового анализа и синтеза,

автоматизации слухопроизносительных умений и навыков, формирование

связной монологической речи на базе правильно произносимых звуков.

• на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. 

В программе учитываются: 

• индивидуальные потребности  и возможности ребенка, связанные с его и состоянием здоровья; 

• возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.


1.3. Характеристики особенностей развития детей с ОВЗ

1.3.1. Характеристики особенностей развития детей с нарушением зрения

В МБДОУ ЦРР Детский сад №11 «Подснежник» г. Якутска воспитываются следующие категории детей: 

• слабовидящие дети - V 0,05 до 0,4 на лучшем видящем глазу с коррекцией  

• дети с пониженным зрением – V 0,5-0,8 на лучше видящем глазу коррекцией.

• дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).

 Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития. У слабовидящих детей отмечаются различные состояния полей зрения, обусловленные характером и степенью зрительной патологии. 

У детей с нарушением зрения отмечается замедленный темп формирования предметных действий, трудности использования их в самостоятельной деятельности. В дошкольном возрасте в становление предметной деятельности активно включается речь, обеспечивающая ее мотивацию и понимание функционального назначения предметов. Наблюдается значительное расхождение между пониманием функционального назначения предмета, которое есть у ребенка, и возможностью выполнить конкретное действие с этим предметом. Учебная деятельность детей с нарушениями зрения имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения.

Внимание детей с нарушением зрения также имеет свои особенности. Практически все качества внимания, такие как активность (произвольное и непроизвольное внимание), направленность (внешняя и внутренняя), его широта (объем, распределение), переключение (трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая), устойчивость (устойчивое или неустойчивое), оказываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к высокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих, а порой и превышая его. 

У детей с нарушением зрения наблюдается низкая познавательная активность. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. 

Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, координации; ведёт к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии.

Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми и насыщенность предметно-практического опыта за счёт стимуляции разных анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический).

Дети со зрительными нарушениями имеют особенности усвоения и использования неязыковых средств общения, мимики, жестов, интонации. Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: не более 10–20 минут непрерывной работы. На занятиях следует обращать внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику. Дети могут учиться через прикосновения или слух с прикосновением, они должны иметь возможность потрогать предметы. Важные фрагменты занятия можно записывать на диктофон. Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационные материалы нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно. Учёт данных особенностей психофизического развития воспитанников с нарушениями зрения предполагает создание особой развивающей образовательной среды, а также механизмов адаптации программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, осуществление квалифицированной коррекции нарушенного развития дошкольников. Наиболее распространенной формой детской глазной патологии в дошкольном возрасте являются амблиопия и косоглазие, характеризующиеся разной степенью нарушения остроты зрения, бинокулярного зрения, фиксации взора, цветоразличения и других функций зрительной системы. 

1.3.2. Характеристика контингента воспитанников с нарушением речи 


Термин «фонематическое недоразвитие» подразумевает, что у ребёнка все звуки сформированы правильно, он может произносить их «чисто», но в речевом потоке (при рассказе, при разговоре), звуки меняются местами, вместо одного звука ребенок произносит другой, хотя оба эти звука доступны. Механизм этого нарушения состоит в том, что недостаточно развита звукоразличительная зона в коре головного мозга, т.е. у ребёнка имеется выраженное недоразвитие фонематического восприятия, из-за чего он не может овладеть звуковым анализом и синтезом слова в полном объёме. Это ведет к тому, что в школе ребенок будет писать так, как «слышит» или вернее, как послышалось ему, и допускать много необъяснимых с точки зрения грамматики ошибок. 

Характеристика детей с фонетическим дефектом речи.

 Фонетический дефект (ФД) – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе. У значительной части детей отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения звуков, без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин (например, отклонений в строении или подвижности артикуляционного аппарата — зубов, челюстей, языка, нёба  -  или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искаженное артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов. Такие дефекты произношения звуков не оказывают влияния на усвоение детьми школьной программы, но иногда могут влиять на коммуникативные процессы. Процесс фонемообразования в таких случаях не задерживается, и учащиеся, приобретая к школьному возрасту определенный запас более или менее устойчивых представлений о звуковом составе слова, правильно звуки и буквы и не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками произношения соответствующих звуков. 


Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. 

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом: 

• заменой звуков более простыми по артикуляции; 

• трудностями различения звуков;

• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте. 

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

 Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным и интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фенетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. 

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.) 

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития). Первый уровень развития речи характеризуется отсутствием общеупотребительной речи. Речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова 

Характеристика детей с общим недоразвитие речи (II уровень речевого развития). Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы. При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков). 

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. 

Характеристика детей с общим недоразвитием речи (IV уровень речевого развития). К нему относятся дети с остаточными явлениями недоразвития лексико- грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У дошкольников с IV уровнем развития речи отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными. 

В работе со слабовидящими детьми следует учитывать такие индивидуально- психологические особенности, как медлительность при выполнении задании, частая отвлекаемость, связанные с быстрой утомляемостью, особенно там, где имеет место непрерывная зрительная работа (например, перед зеркалом). 


2. Планируемые результаты освоения Программы. 


Мониторинг динамики речевого развития детей, их успешности освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий проводит учитель-логопед 2 раза в год (сентябрь, май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребенка. Мониторинговая деятельность предполагает: 

1. Отслеживание динамики развития детей с и эффективности плана индивидуальной коррекционной работы; 

2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

При проведении исследования учитель-логопед заносит результаты в протоколы, которые составлены в соответствии с учетом этапа обучения детей с общим недоразвитием речи. Обследование речи детей проводится по четырем параметрам (звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматические средства речи, связная речь) с использованием трехбалльной системы оценивания. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы на второе полугодие. Итоговая диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования (т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей. В то же время необходимо использование критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с условным возрастным эталоном, который является определяющим. 

Целевые ориентиры по уровням в соответствии с программой. 

• Понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы; 

• Фонетически правильное оформление звуковой стороны речи; 

• Правильная передача слоговой структуры слов, используемых в самостоятельной речи; Пользование в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владение навыками объединения их в рассказ; 

• Владение элементарными навыками пересказа;

• Владение навыками диалогической речи; 

• Владение навыками словообразования: продуцирование названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и прочее; 

• Грамматически правильное оформление самостоятельной речи в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко, простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно; 

• Использование в спонтанном общении различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, прилагательных, наречий, местоимений и т.д.) 

Целевые ориентиры по речевому развитию детей с фонематическим недоразвитием речи. 

• Четко дифференцирует все изученные звуки; 

• Называет последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; 

• Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове; 

• Различает понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; 

• Владеет интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов. 

Целевые ориентиры по речевому развитию детей с фонетическим дефектом речи. 

• Ребенок правильно артикулирует все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; 

• Владеет коммуникативными и интонационными средствами выразительности речи. Целевые ориентиры по речевому развитию детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 

• Ребенок правильно артикулирует все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

• Четко дифференцирует все изученные звуки; 

• Называет последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; 

• Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове; 

• Различает понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; 

• Владеет интонационными средствами выразительности речи в сюжетно- ролевой игре, пересказе, чтении стихов. 

Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР (I уровня речевого развития). 

• Ребенок понимает и выделяет из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.); 

• Называет некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукава т.д.); обозначает наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т.д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т.д.); Выражает желания с помощью простых просьб, обращений; отвечает на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов. При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление. 

Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР (II уровня речевого развития). 

• Ребенок соотносит предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

• Узнает по словесному описанию знакомые предметы;

• Сравнивает знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

• Понимает простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

• Фонетически правильно оформляет согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]).

• Воспроизводит отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков.

• Правильно употребляет в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций. 

• Общается, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Моя кукла», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и прочее).

• В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность. 

Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР (III уровня речевого развития).

• Понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы. 

• Фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи. 

• Правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.

• Пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.

• Владеет элементарными навыками пересказа. 

• Владеет навыками диалогической речи. 

• Владеет навыками словообразования: продуцирует названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч. 

• Грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов проговаривает четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно. 

• Использует в спонтанном общении слова различных лексико- грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.). 

• Владеет элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы. В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы. 

Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР (IV уровня речевого развития). 

В итоге логопедической работы речь детей соответствует языковым нормам по всем параметрам. 

• Дети свободно составляют рассказы, пересказы. 

• Владеют навыками творческого рассказывания. 

• Адекватно употребляют в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д. 

• Понимают и используют в самостоятельной речи простые и сложные предлоги.

• Понимают и применяют в речи все лексико-грамматические категории слов. 

• Овладели навыками словообразования разных частей речи, переносят эти навыки на другой лексический материал. 

• Оформляют речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка. 

• Владеют правильным звуко-слоговым оформлением речи. Помимо этого, у детей достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению.

• Фонематическое восприятие. 

• Первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза.

• Графо-моторные навыки.

• Элементарные навыки письма и чтения (печатания буква, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений). 


II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 


Для развития речи детей с нарушением зрения особое значение имеет усвоение ими родного языка, формирование речи. Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы детского сада для детей с нарушением зрения старшего возраста. 


1. Учебно-тематическое планирование

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.

ФН - 2 раза в неделю;

ФФН - 2 раза в неделю;

OHP-III-IV ур.р - 2-3 раза в неделю;

Планирование занятий логопеда с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III –IV yp.p.

6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения

I период -2 половина сентября-1 половина ноября 9 недель (18 занятий); по2 занятия в неделю. Всего 7 час.30 мин.

II период-2 половина ноября-1 половина февраля 12 недель (24 занятия); по 2 занятия в неделю. Всего 10 час.

III период - 2 половина февраля- май 12 недель (24 занятия); по 2 занятия в неделю. Всего 10 часов

- звукопроизношение + связная речь. Всего 66 занятий в год (27 час.30 мин).

С 15 мая - повторение пройденного материала

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН , ОНР-III-IV ур.р.

7 года жизни разделено на 3 периода обучения

I период - сентябрь-октябрь 7 недель (13 занятий); по 2 занятия в неделю. Всего 6 ч 30 мин.

II период - ноябрь-февраль 16 недель (32 занятия); по 2 занятия в неделю. Всего 16 час.

III период-март-май 11,5 недель (23 занятия); по 2 занятия в неделю. Всего 11час.30 мин.

- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь. Всего 68 занятий ( 34 часа).

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ОНР II ур.р. Логопедические занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю

- годовое обучение условно подразделяется на 3 периода обучения:

I период - сентябрь, октябрь, ноябрь (всего 16 занятий);

II период - декабрь, январь, февраль (всего 20 занятий);

III период - март, апрель, май (всего 22 занятия);


Продолжительность занятий с детьми: 

ФН - от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН- 1 год.

ОНР III-IV ур.р. - 1-2 года.

ОНР II ур.р. - 2 года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

Планирование учителя-логопеда осуществляется в форме групповых,  подгрупповых и индивидуальных занятий.

   Продолжительность занятий зависит от диагноза и индивидуальных возможностей ребенка.

   У педагога должно быть достаточное количество иллюстраций и других наглядных материалов, для того чтобы дети с нарушением зрения могли лучше рассмотреть изображение. Для развития речи большое значение имеет наличие у детей реальных представлений об окружающем мире. Поэтому применение средств наглядности осуществляется с учетом своеобразия зрительного восприятия. Предметы, явления, иллюстрации, игрушки, по которым слабовидящие составляют словесное описание, должны быть зрительно доступны детям. Изображения на картинках не должны быть перегружены объектами. Для ребенка с нарушением зрения речь педагога должна служить примером и быть образной, выразительной и эмоционально окрашенной. Отбор литературного материала педагог строит с учетом знаний детей и их интеллектуальных возможностей.


1.2.  Основные направления и особенности коррекционной работы с детьми с нарушением речи.

Старшая группа (от 5 до 6 лет) 

Воспитание звуковой культуры речи; 

 Дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи;

Дифференциация пар звуков (с—з, с—ц, ш—ж, ч—щ, с—ш, з—ж, ц—ч, л—р), т.е. различение свистящих, шипящих, сонорных, твердых и мягких звуков в словах и предложениях;

Использование скороговорок, чистоговорок, загадок, стихов для отработки дикции (четко и внятно), силы голоса (шепотом, вполголоса, громко), темпа речи (медленно, умеренно, быстро);

Продолжение обучения вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации;

Совершенствование речевого слуха. 


Словарная работа 

Расширять запас слов названиями предметов, качеств, действий, активизировать словарь, учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении качеств, признаков, обогащать словарь детей существительными, названиями машин, растений, фруктов, овощей, домашних животных, их детенышей; глаголами (моет, вытирает, готовит, стирает, гладит, лечит, возит); прилагательными, обозначающими цвет, вкус, качества предметов; наречиями (вчера, сегодня, завтра, близко, далеко, низко, высоко);

 Упражнять детей в правильном употреблении множественного числа существительных, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, употреблении прошедшего и будущего времени глагола;

 Учить детей беседовать, опираясь на имеющийся прошлый опыт, правильно задавать вопросы воспитателю. Побуждать детей к высказыванию о прочитанном, нарисованном на картинке, к беседе об игрушках. Учить рассказывать потешки, небольшие стихотворения, учить фразовой речи. Учить детей говорить внятно, не торопясь. 

Уметь подбирать слова с противоположным значением (антонимы): сильный — слабый, быстро — медленно, стоять — бежать; со сходным значением (синонимы): веселый — радостный; прыгать—скакать; использовать слова, обозначающие материалы (дерево, металл, стекло, пластмасса и т.д.). 

Учить понимать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок. Учить детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, качеству; 

Учить понимать значения многозначных слов (молния, лист; лить, плыть; полный, тяжелый). 


Формирование грамматического строя речи 

Учить детей самостоятельно использовать простые и сложные предложения в разных видах рассказывания. Учить использовать разные слова для названия одних и тех же объектов (заяц— зайчик—заинька); образовывать слова — названия людей по профессиям, по личным качествам, догадываться о смысле незнакомых слов (строитель, ворчун, весельчак и т.д.);

 Учить грамматически правильно изменять названия знакомых предметов и игрушек, образовывая отдельные формы слов (лошадок, ленточек, матрешек и др.);

 В играх с предметами и картинками упражнять в правильном согласовании слов в роде, числе, падеже, понимании и употреблении предлогов (на, в, за, под, из);

 Учить понимать и соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе (утка—утенок — утята);

 Учить согласованию прилагательных и существительных (особенно среднего рода), образованию трудных форм глагола в повелительном наклонении (пойди, ляг и т.п.);

Учить находить в контексте родственные слова («В саду растут желтые цветы», «Трава осенью начинает желтеть», «Листья на деревьях желтеют»);

Учить образовывать существительные с уменьшительными и ласкательными суффиксами (береза — березка —березонька), различать смысловые оттенки глагола (бежал — забежал — подбежал), прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький) и употреблять их в речи; Продолжать работу над смысловым значением слов (почему шапку называют ушанкой);

 Работа над пропедевтической подготовкой детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения —из слов, слова — из слогов и звуков, т.е. к обучению грамоте. 


Развитие связной речи 

Учить связно, последовательно и выразительно передавать небольшой текст без помощи взрослого;

 самостоятельно составлять рассказ по картинке описательного или повествовательного характера с указанием места и времени действия, события;

самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картинок (2—3), определять последовательность действий и событий, изображенных на картинках, придумывать название к рассказу;

 составлять рассказ или сказку об игрушке, соблюдать композицию и выразительность текста; 

составлять рассказы из собственного опыта (описательные, повествовательные и контаминированные — смешанные);

 слушать и понимать речь логопеда, отвечая на его вопросы.

Обучение грамоте 

Формировать у детей представление о слове (в отличие от звука, слога и т.д.). Познакомить с термином предложение. 

Подводить детей к пониманию того, что предложения состоят из слов. Учить членить предложения из 2 — 4 слов без предлогов и союзов, составлять предложения из ряда слов. 

Закреплять представления о том, что звуки и слоги в слове, слова в предложении произносятся в определенной последовательности. Правильно использовать термины: слово, звук, гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Называть слова с заданным звуком. 

Учить детей проводить звуковой анализ трех- и четырех звуковых слов различной звуковой структуры, т.е. устанавливать последовательность звуков в анализируемых словах; называть выделенные звуки в соответствии с их звучанием в слове; учить различать звуки: гласные, твердые согласные, мягкие согласные. 

Учить детей делить слово на слоги. Выделять из слогов звуки.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) 


Воспитание звуковой культуры речи 

 Совершенствовать звуковую культуру речи;

 Закреплять правильное произношение звуков;

 Упражнять детей в дифференциации звуков на слух и в произношении (свистящих, шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных);

Укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппарат;

Обучать детей литературному языку;

Учить детей четко и внятно произносить слова и фразы, менять силу и высоту голоса, темп и ритм речи в соответствии со смысловым содержанием;

Развивать звуковой анализ слова;

Учить вычленять в словах и фразах определенные звуки, слоги, ударение;

Работать со схемами предложений и слов;

Использовать скороговорки, чистоговороки, потешеки, шутки, стихи; Развивать чувство ритма и рифмы; Работать над интонационной выразительностью при сочетании окончаний ритмической фразы («Наш зеленый крокодил...», «Где ты, зайчик, ночевал?», «Где ты, Катенька, была?» и т.п.). 

Словарная работа 

Развивать лексическую способность за счет пополнения словаря синонимами и антонимами, умение правильно употреблять слова;

Развивать у детей интерес к слову;

Учить их выделять в предмете и правильно называть существенные признаки, обогащая словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер);

Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, упражнять в использовании их в речи;

Формировать правильное понимание переносного смысла в пословицах, поговорках;

Вырабатывать умение оценивать высказывания, предложения, замечать и исправлять лексические ошибки в своей и чужой речи;

Продолжать упражнять детей в четком и внятном произнесении слов с соблюдением норм литературного языка, в смене силы, высоты голоса, темпа речи, в правильном использовании интонационных средств выразительности с учетом содержания высказывания, условий речевого общения. Формировать умение выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово (жаркий день — горячий', жаркий спор — взволнованный), развивать понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а клубники — крупные). Работать над уточнением понимания слов, противоположных по смыслу (что может быть глубоким? мелким? легким? тяжелым?);

Работать с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время, растет цветок, дом, ребенок, острый нож: суп, ум). 

Формирование грамматического строя речи;

Формировать морфологическую и синтаксическую сторону детской речи;

Активизировать речь в разных формах общения (беседа, рассказ, чтение стихов);

Развивать стремление к овладению грамматическими нормами (например, слово пальто не изменяется; одеть — кого? надеть — что? и др.);

Упражнять детей в образовании существительных, прилагательных, глаголов; Учить образовывать слова, обозначающие профессии, детенышей животных, предметы быта, подбирать однокоренные слова;

В специальных играх и упражнениях с грамматическим содержанием закреплять знания и умения, полученные детьми в предыдущие годы, но на более сложном словесном материале с опорой на наглядное представление между предметами, явлениями, знакомить с некоторыми нормами образования форм слов (например, слово хотеть изменяется по-разному в зависимости от того, говорим мы об одном человеке или о многих: хочу — хотим и т.п.);

Образовывать родственные слова (маленький, молодой лес — лесок; человек, который ухаживает за лесом, охраняет его, — лесник; сказочный человечек — старичок-лесовичок и др.). 

Развитие связной речи 

Развивать диалогическую речь, использовать для обучения умениям задавать и отвечать на вопросы;

Учить средствам речевой выразительности (жестам, мимике, интонации); Развивать монологическую речь детей через правильное, связное и последовательное, точно и выразительно построенное высказывание (как в пересказах литературного текста, так и в самостоятельном рассказе);

Учить пересказу литературного произведения (логично и последовательно, точно и выразительно). Учить использовать разнообразные грамматические формы и конструкции; замечать и исправлять грамматические ошибки в своей и чужой речи, связанные с неверным употреблением знакомых слов. Закреплять полученные навыки и умения; 

Формировать элементарное умение анализировать грамматический материал; В рассказах по картине упражнять детей в описании ее содержания, составлении рассказа, развивая у детей умения и навыки рассказывания. Учить придумывать содержание и передавать его в понятной, доступной форме, используя творческие задания: продолжи, заверши рассказ, составь рассказ или сказку по плану, по теме. Развивать у детей желание самостоятельно создавать рассказы, сказки, стихи, обращать внимание на использование в сочинениях детей средств художественной выразительности. Обучение грамоте 

Учить обозначать звуки речи буквами;

Делить слова на схематическое и символическое обозначение слогов и звуков. Так, гласные звуки обозначаются красным цветом (фишками, полосками, треугольниками, кружками), согласные твердые — голубым, согласные мягкие — зеленым цветом.;

Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры, т.е., устанавливать последовательность звуков в анализируемых словах; давать качественную характеристику звукам (ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные); называть выделенные звуки в соответствии с их звучанием в слове и слоге;

 Учить детей делить на слова предложения, состоящие из двух, трех, четырех слов. Делить слова на слоги;

 В работе использовать схематическое изображение количества слов в предложении в виде полосок бумаги из двух, трех, четырех линий. 


2. Способы реализации Программы

Для обеспечения эмоционального благополучия учитель-логопед должен: 

- общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз; 

- внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;

- помогать детям, обнаружить конструктивные варианты поведения; 

- создавать ситуации, в которых дети могут выразить свое отношение к личностно - значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;

Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям учителю-логопеду следует: 

-устанавливать понятные для детей правила взаимодействия; 

- создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла; 

- поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций). 

Развитие самостоятельности. 

Для формирования детской самостоятельности учитель-логопед должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли: 

- учиться на собственном опыте; 

- быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений. 

 создавать условия для развития познавательной деятельности. 

Стимулировать детскую познавательную активность учитель-логопед может: 

- регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления; 

- регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе – проблемно - противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы; 

- обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия; 

 - позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации; 

- организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; 

- строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии; 

- помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях; 

- помогая организовать дискуссию; 

- предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу. 

Создание условий для самовыражения средствами искусства. 

Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, учитель-логопед должен: 

- создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности; 

- предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными; 

- поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств. 

Создание условий для развития свободной игровой деятельности 


С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь: 

• создавать в течение дня условия для свободной игры детей; 

• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь; 

• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре; 

• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо; 

• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей). 

Создание условий для физического развития. 

Для того чтобы стимулировать физическое развитие детей, важно: 

-ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться; 

-обучать детей правилам безопасности; 

-создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия, способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее активных) в двигательной сфере; 

2.1 Методы реализации Программы.

В Программе используются как общие методы обучения (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и другие), так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Применение специальных методов и приемов направлено на коррекцию зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировки в пространстве, преодоление недостатков речевого развития, предметно-практической деятельности и т.д. Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного или осязательного), широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия наглядно-иллюстративного материала. Для преодоления вербализма предметных представлений и расширения чувственного; опыта проводится специальная работа по ознакомлению с окружающей действительностью на экскурсиях и наблюдения, при этом важная роль отводится регулирующей роли речи как средства компенсации слабовидения. Для коррекции недостатков развития предметно - практических действий используется метод поэтапного, пооперационного выполнения заданий в ручном труде, конструировании, лепке, аппликации и т.д. 

Можно выделить следующие группы методов реализации Программы: 

- проектный метод; 

-метод создания проблемных, поисковых, эвристический ситуаций; 

-игровые обучающие ситуации; 

-совместное со взрослым и самостоятельное детское экспериментирование; 

-выполнение детьми индивидуально-творческих занимательных заданий на игровом материале; 

- постановка вопросов причинно-следственного характера и вопросов, предполагающих рассуждение; 

- решение изобретательских задач; 

-здоровьесберегающие технологии; 

- нетрадиционные техники рисования; 

- метод мнемотехники; 

- информационно-коммуникативные технологии; 

- технологии личностно-ориентированного обучения;

- игровые технологии. 


2.2. Средства реализации Программы


Средства реализации Программы— совокупность материальных и идеальных объектов: 

•демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми); 

•визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового восприятия), аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); 

• реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные);

 С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:

•двигательной (мяч, кубики,  и др.); 

• игровой (игры, игрушки);

•коммуникативной (дидактический материал); 

•познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины, песок и др.); 

• продуктивной (природный и бросовый материал, крышки, шишки, камешки); 

•музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты)

Применяются не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.), но и современные, основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные образовательные ресурсы). 


2.3. Особенности коррекционной работы учителя-логопеда.


Коррекционно - развивающие логопедические занятия проходят в условиях группового помещения и кабинета логопеда. Нарушение речи впрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия с хорошо видящими детьми, при которых сужается сфера для развития двигательно-моторной активности. Общая особенность таких детей – нарушение словесного опосредования. Если ребёнок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются чёткие представления о нём. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесённости слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. Овладение фонетической стороной речи совершается на основе подражания. Формирование речедвигательных образов, основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии, существенно страдает, так как ребёнок не может видеть артикуляторные движения окружающих его людей. Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводят к тому, что у детей с нарушенным зрением проблемы со звукопроизношением встречаются в 2 раза чаще, чем у хорошо видящих детей. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в речи детей слов без конкретного содержания, что приводит к формальному усвоению знаний и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности. Таким образом, зрительная патология отрицательно влияет на доречевое и речевое развитие ребёнка с нарушениями зрения. Для выявления речевой патологии у детей в первую очередь проводится диагностическое обследование, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по следующим направлениям:

работа со всеми воспитанниками в группе в рамках службы сопровождения ДОУ.

- работа с детьми логопункта.

 -обследование по заявкам участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада Центра развития ребенка. Логопедические индивидуальные занятия проводятся в течении всего учебного года с 16 сентября по 15 мая.

Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность микрогрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития.

Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в неделю с детьми, имеющими фонетические, фонетико-фонематические нарушения речи. Продолжительность индивидуального занятия составляет не более 20 мин и микрогруппового - не более 25 минут.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.По результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся на логопункте.

Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая, промежуточный мониторинг в середине января.

Цель обследования: Выявить детей, имеющих нарушения речи и зачислить детей на логопункт, с учетом выявленных нарушений. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста О.Б. Иншаковой. Психоречевая диагностика детей 3-7 лет. Е.П. Кольцова, О.А. Романович.

Ожидаемые результаты

6-го года жизни ФНР и ФФНР, ОНР-3ур.р.: правильно артикулировать все звуки речи в различных ф  онетических позициях и формах речи;

дифференцировать все изученные звуки;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове

различать понятия "звук", "слог", "предложение" на практическом уровне;

овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов

7 года

ФНР и ФФНР, ОНР-3ур.р.: правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях

чётко дифференцировать все изученные звуки

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове

различать понятия "звук", "твёрдый звук", "мягкий звук", "глухой звук", "звонкий звук", "слог", "предложение" на практическом уровне;

называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах

производить элементарный звуковой анализ и синтез

овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов

ОНР-2 ур.р.: соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением

узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

сравнивать знакомые предметы по отдельным признакам

понимать простые грамматические категории

узнавать и различать неречевые звуки. Фонетически правильно оформлять согласные звуки (п, б, м, т, д, н, к, х, г), гласные звуки первого ряда (а, о, у, ы, и);

воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру 2-3 сложных слов

правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов

общаться, используя в самостоятельной речи


ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

1. Условия реализации Рабочей программы. 

Коррекционно - развивающие занятия проходят в условиях кабинета учителя- дефектолога.

 Для выявления уровня развития ребенка с нарушением зрения в первую очередь проводится диагностическое обследование. Поэтому необходимо адаптировать диагностический материал так, чтобы недостатки зрительного восприятия не сказывались на качестве обследования. 

После комплексного обследования проводится совместный ПМП консилиум,

15 ноября 2016 в 16:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.