Детский сад №11 "Подснежник", г. Якутск, республика Саха (Якутия)
Кружковая работа "Юный эколог". Воспитатель: Часовитина Лариса Леонидовна
Программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе «Юный эколог»
на 2017-2018 учебный год
Направления и актуальность: Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие. В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно –правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве. Основной целью программы является: · воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе; · - формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, · положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и · безопасного поведения в природе и в быту; · - закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде. Задачи: 1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе. 2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам. 3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 5-6 лет (старшая группа) Сроки реализации программы – 1 год обучения. Режим работы кружка 1 раз в неделю Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности . Формы проведения: - игра – путешествие; - занятия в игровой форме; -экскурсии в природу; - досуги; - экспериментальная деятельность; Методы проведения: -рассматривание картин; -труд в природе; -коллективный труд; -индивидуальные поручения. Наглядные: Наблюдения; Кратковременные и Длительные; Определение предмета по определённым признакам; Восстановление картины целого по отдельным признакам. Практические: Игра; Эксперименты; Дидактические игры (настольно-печатные, словесные), Игры-занятия; Подвижные игры; Творческие игры. Словесные: Рассказывание; Беседа; Чтение.
Ожидаемые результаты: К концу учебного года дети должны знать и уметь: - называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого; - правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира; - владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования; - знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях. - понимать ценность природных объектов. Результаты освоения программы: Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми. Итоговое мероприятие: Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом» Содержание и методическое обеспечение программы
Список литературы 1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001. 2. Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» 3. О.В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002. 4 .А.И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005. 5. Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001. 6. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002. 7. С.Н.Николаева«Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003. 8. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005. 9. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010. 10. Т.А Шорыгина«Зелёные Сказки»,Москва 2005. 11. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005. 12. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г. 13. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г 14. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г 29 января 2018 в 15:54
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.