Детский сад №11 "Подснежник", г. Якутск, республика Саха (Якутия)

Кружковая работа "Ориентир" воспитателя Ракитиной Елены Юрьевной

Кружковая работа

 

Программа по дополнительному образованию (кружковой работе)

в старшей группе «Ориентир»

 

на 2018-2019 учебный год

Направления и актуальность:

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве. Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентировки детей.

Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывают ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Развитие ориентировки в прстранстве детей с нарушением зрения требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д.) Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.

Основной целью программы является:

Является компенсация нарушений сенсорного процесса зрительного восприятия  в единстве с развитием психических функций – внимания, памяти, мышления.

Задачи:

1. развитие зрительных функций ребенка;

2. развитие у детей систем исследовательских действий с предметами на основе зрительно-осязательной информации.

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Режим работы кружка 1 раз в неделю

Для охраны и укрепления здоровья детей с нарушениями зрения имеются следующие специальные материально-технические образовательные условия:

- наличие специально оборудованных залов - физкультурного, музыкального, адаптивной физкультуры, хореографии;

- наличие оборудованных медицинских кабинетов - процедурного, стоматологического, физиолечения, ортоптического лечения, врача- офтальмолога, изолятор;

- наличие в групповых комнатах центров коррекционной работы для детей с нарушением зрения;

- наличие оборудованных кабинетов – тифлопедагогов, пси

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Организация предметно-развивающей среды по формированию пространственной ориентировки  у детей 4-5 лет с нарушениями зрения

1. Дидактическое обеспечение соответствует реализуемой программе и способствует реализации всех направлений данной работы.

. Систематизированы и обогащены дидактические пособия  с учетом

- коррекции лечения (оптический, плеоптический, ортоптический, диплоптический, стереоптический);

- характера и степени выраженности дефекта (для детей с амблиопией и косоглазием, для слабовидящих детей);

- направлений коррекционного воздействия на развитие зрительного, осязательного, слухового, обонятельного, вкусового восприятия, развитие мелкой моторики, развитие пространственного восприятия и ориентировки  в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развитие неречевых средств общения и др.

- реализации тематического планирования.

2. Демонстрационный и раздаточный материал соответствует зрительным возможностям и возрасту детей, эстетически и качественно выполненный.

Состоит из подлинных муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов. Это способствует не только эффективному решению поставленных задач,  но и повышению интереса детей к занятиям.

3. В группе, спальной комнате, на верандах для прогулок созданы условия для проведения упражнений для глаз; специальные тренажёры:

Сюжетные, графические, модульные, выполненные в виде плакатов, схем, настенных панно.

4. На стенах, потолке располагаются

Силуэтные  изображения предметов, игрушек, героев сказок, геометрические фигуры, цифры, буквы.

Экологическое панно по временам года (размер 2 - 3м).

5. В группе создали центры развития детей

-  игровая шкатулка для пальчиковой гимнастики, физкультминуток для глаз;

- уголочки для релаксационных пауз, дыхательной гимнастики;

- «островки творчества» с целью развития тонкой моторики и ручного творчества.

Групповое помещение оснащено техническими средствами обучения, такими как CD-проигрыватель, компьютер, ноутбук, проектор, лупы, световой стол для занятий по  развитию зрительного восприятия.

Последовательность формирования ориентировки в пространстве у детей 4-5 лет с нарушениями зрения на формирующем этапе:

Этапы

Примерное содержание работы

Последовательность работы

Развивающие игры

Этап 1

Формирование представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела). Началом является работа непосредственно над схемой тела, а в дальнейшем продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации» пространства тела (его вертикальной оси).

1.Анализ расположения частей лица по параметрам:

- выше всего: ...;

- низке всего: ...;

- выше, чем: ... ;

- ниже, чем: ... .

2.Введение предлогов: «НАД», «ПОД», МЕЖДУ»:

- что находится над?..

- что находится под?..

3. Анализ различия между этими представлениями (в отношении характеристик частей лица).

4.Анализ положения других частей тела:

- рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо);

- непосредственно тела (шея, плечи, грудь, спина, живот);

- ног (стопа, голень, колено, бедро).

5.Предлоги и слова, обозначающие взаиморасположение частей, вводятся в указанном выше порядке

6.Отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве (уровень расположения объектов по отношению к собственному телу), по вертикальной оси.

«В гости к   бабушке в деревню»

«Ребятам о зверятах»

«На скотном дворе»

«Весёлые поросята»

«Ферма»

С формированием пространственных представлений осуществляется работа над закреплением представлений о цвете, геометрических фигурах и т.п.

Этап 2

Формирование представлений о собственном теле (продолжение работы над схемой тела), объектах, расположенных по отношению к телу, и взаимоотношении объектов с точки зрения «горизонтальной организации» пространства (по горизонтальной оси).

1.Переход к объектам во вне и введение представления: «БЛИЖЕ К...», «ДАЛЬШЕ ОТ ...».   2.Анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве по отношению к себе как объекту (отсчет ведется от собственного тела).

3.Игры на сопоставление вертикальной и горизон-тальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и перенос понятий «ВЫШЕ», «НИЖЕ» в горизонтальную плоскость (в том числе на «рабочую» плоскость стола).

4. По аналогии с переходом от понятий «ВЫШЕ», «НИЖЕ» к понятиям «НАД», «ПОД» отрабатываются (вначале на уровне тела - в первую очередь рук -  и только после этого на уровне внешних объектов) предлоги «ПЕРЕД» и «ЗА».

5. Переход анализа горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения.

«Кто с кем?»

«Гордый петушок»

«На лугу пасутся…»

«Утка с утятами»

«Зарядка для зверят»

Основными дидактическими материалами являются конструкторы разных видов, магнитная доска, фланелеграф.

Возможен анализ относительности расположения объектов («по отношению ко мне», «по отношению к человеку, напротив меня»).

«Козлик»

«Сделай как я» «Транспорт» «Доедем до гаража» «Веселые клетки» и др.

Этап 3

Работа над дальнейшим совершенствованием схемы тела с упором на «ПРАВО-ЛЕВУЮ» ориентировку с последующей ориентацией на анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения «сторонности» по отношению к собственному телу.

1.Анализ расположения объектов (окружающих ребенка предметов) вокруг его собственного тела с формированием таких понятий, как «СЛЕВА», «СПРАВА», «ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ».

2.Анализ расположения отдельных частей рук, а затем ног. В первую очередь работа проводится с ведущей рукой ребенка (ведущей ногой):

- в отношении правой руки - то, что «ДАЛЬШЕ», то «ПРАВЕЕ»;

- в отношении левой руки - то, что «ДАЛЬШЕ», то, соответственно, «ЛЕВЕЕ».

3. Переход к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «право-левой» ориентировки.

Отрабатываются представления: «СЛЕВА ОТ...», «СПРАВА ОТ...», «ЛЕВЕЕ, ЧЕМ...», «ПРАВЕЕ, ЧЕМ ...».

«Найди свою машину» «Пляшущие человечки»

«Моторные лодки»

«Разложим по порядку»

Необходимо посто янно возвращаться к уже усвоенным представлениям.

Работу необхо-димо начинать с маркировки руки ребенка (левой) - часы, браслеты, плетения из бисера или ниток (так называемые «фенечки»).

В случае затруд-нений при выпол-нении ребенком тех или иных заданий предполагается возврат к работе над формированием пространственных представлений с опорой на задания предыдущего, уже отработанного этапа

 В кружковой работе используем следующую последовательность этапов формирования пространственной ориентировки детей 4-5 лет.

Этап 1 заключается в работе над собственным телом. Важна фиксация внимания на ощущениях (на уровне мышечных) полного расслабления или, напротив, полного напряжения. Весь этап проходит в основном в положении «лежа на спине», последовательно проводится работа с отдельными мышечными комплексами: напряжение, а затем полное расслабление отдельных частей тела в четкой последовательности: «сверху вниз». Далее выполняются игровые задания, ориентированные на выполнение изолированных движений конечностями и частями тела в определенной последовательности: рука (правая, левая) и так далее, заканчивая мышцами голени и стопы.

Этап 2 заключается в работе над последовательной серией произвольных движений. Данный этап проводится как лежа на спине,  так и в положении «сидя» и «стоя». Следует обратить особое внимание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выполнением извне (контроль со стороны взрослого) непосредственно на контроль за собственными действиями самим ребенком (интероризация навыка по П.Я. Гальперину). Выполнение серий произвольных движений должно происходить первоначально по образцу (показу) и одновременно по развернутой речевой инструкции.

Этап 3 работа на этом этапе также ведется в соответствии с законами развития движений. Работа на данном этапе включает в себя выполнение заданий и в позе на четвереньках (различные варианты ползания). На данном этапе, как и на предыдущем, следует обратить особое внимание на последовательность подачи ребенку заданий с целью переноса контроля за выполнением извне (контроль со стороны взрослого) непосредственнона контроль за собственными действиями самим ребенком.

На этапе 4 наибольшее внимание уделяется возможности произвольной регуляции собственно высших психических функций ребенка. Он представляет сочетание двигательных заданий и произвольного владения, в первую очередь, собственной речевой активностью. Здесь уместно использование различных вариантов «вербальных» игр, наряду с групповыми двигательными, когда ребенку приходится «ждать своей очереди», ограничивая тем самым (то есть, организуя произвольность) не только моторную, но и речевую активность.

4 этап заключается в системе постепенно усложняющихся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью развитие пространственного анализа и синтеза у детей. Следует только помнить, что последовательность используемых заданий и упражнений должно соответствовать заявляемым принципам: законам развития движений и последовательности формирования уровней произвольности психической активности органов зрения.

Развивающие игры по формированию ориентировки в пространстве

у детей 4-5 лет на формирующем этапе

Тема развивающих игр «Домашние животные и птицы»

 

Развивающая игра «В гости к   бабушке в деревню»

 

Цель: формировать умение сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящих около него предметов по обонянию и на основе тактильных ориентиров (пирожки, крупы, конфеты, какао и др.).

Дети в условиях игры учились правильно определять направление пространства, ориентируясь на знание правой или левой руки.

Развивающая игра – упражнение «Ребятам о зверятах»

 

Цель: закреплять умение располагать предметы на фланелеграфе в названных направлениях (слева, справа, вверху, внизу, посредине) и обозначать в речи пространственное расположение игрушек и других предметов в микро-пространстве на основе восприятия пространства, закрепленного в слове.

Дети освоили умение правильно определять пространственное положение предметов в заданных направлениях части фланелеграфа. Помогали им  в этом – игровая установка и яркий цвет каждого предмета.

Развивающая игра – упражнение «На скотном дворе»

 

Цель: развивать умение располагать предметы на листе бумаги, поверхности стола слева направо и в названных направлениях (слева, справа, вверху, внизу, посредине); определять и обозначать в речи пространственное расположение игрушек, других предметов в микропространстве с привлечением слуха.

С помощью зрения и осязания дети учились правильно определять направление пространства, ориентируясь на знание правой или левой руки.

 

Цель: развивать представление о пространственных направлениях собственного тела и стоящего впереди ребенка. У ребенка наблюдается самостоятельная ориентировка в пространстве «на себе», «от себя», «от другого объекта» на основе полисенсорного восприятия пространства, закрепленного в слове.

В условиях игры дети закрепили свое умение правильно определять направление пространства, помогая забавным поросятам.

Развивающая игра – упражнение «Ферма»

 

Цель: развивать умение располагать игрушки животных на полоске (на поверхности стола) слева направо и в названных направлениях (слева, справа, вверху, внизу, посредине) на основе цветовых ориентиров;

Веселым фермерам трудно живется, но дети с удовольствием помогли им правильно распределить всех животных на пастбище.

Развивающая игра – ситуация «Кто с кем?»

 

Цель: формировать у детей четкие представления лексическом значении пространственных предлогов, наречий на основе тактильных ориентиров.

Яркие и любимые детьми герои перепутали названия предметов,  но  оказанная детьми помощь всё распределило правильно. Игровая ситуация помогла вспомнить и закрепить пространственные предлоги – над, перед,   из-за, за, под.

Развивающая игра – музыкальный сюрприз «Гордый петушок»

 

Цель: развивать умение соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего впереди ребенка на основе выполнения движений в соответствии с частями музыкальной пьесы.

Дети в условиях игры учились правильно определять направление пространства, ориентируясь на знание правой или левой руки. Помогала правильно и быстро выполнять движения при этом музыка разного характера.

Развивающая игра – ситуация «На лугу пасутся…»

Цель: упражнять в умении соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего впереди ребенка при выполнении интересных упражнений на основе слуховых ориентиров.

Любимые игровые образы животных активизировали пространственную ориентировку детей в макропространстве. Дети весело и уверенно реагировали на задания – кони повернулись направо и пошли щипать траву; коровы уже наелись и пошли налево, попить водичку и др. 

Развивающая игра – проблемная ситуация «Утка с утятами»

 

Цель: упражнять в умении соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего впереди ребенка при выполнении упражнений «в воде».

Веселая уточка с забавными утятами запуталась в направлениях движения. Дети помогли им этом.

Развивающая игра – упражнение «Зарядка для зверят»

 

Цель: уточнять представления о собственном теле, о другом человеке, предмете с точки зрения «вертикальной и горизонтальной организации».

Дети учились правильно определять направление вертикального или горизонтального распределения направления пространства: цыплята посмотрели наверх, утята повернули головы направо и вверх, котята быстро повернулись и присели вниз.

Развивающая игра – задание «Козлик»

 

Цель: развивать умение располагать элементы росписи по мотивам дымковской игрушки на силуэтах, вырезанных из бумаги, в названных направлениях (слева, справа, вверху, внизу, посредине) на основе тактильных ориентиров.

Дети с удовольствием выполняя игровые задания, учились правильно определять направление движения линии карандаша или кисточки, украшая изображение игрушки и ориентируясь на знание правой или левой руки.

Развивающая игра – упражнение «Сделай как я»

 

Цель: развивать навыки ориентации на микроплоскости и навыки владения движениями руки (слева, справа, вверху, внизу, посредине) на основе тактильно-двигательного анализатора.

Дети в условиях игры учились правильно определять направление, ориентируясь на знание расположения предметов в микро-пространстве (игровая карта) с помощью уверенного движения руки.

 

 

 

Тема - «Транспорт»

Развивающая игра – задание «Машины на нашей улице»

Цель: формировать навыки детей выбирать направление передвижения при выборе маршрутов, развивать умения детей ориентироваться в пространстве листа в клетку по точной словесной инструкции педагога.

Дети учились правильно определять направление движения игрушечных машин, ориентируясь на знание правой или левой руки.

Развивающая игра – ситуация «Доедем до гаража»

Цель: развивать умение детей ориентироваться по пути, словесно обозначая пространственные направления движения; развивать умение детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, находить заданное место на основе цветовых ориентиров.

Манипулируя маленькими машинками, дети осваивали пространство большой карты в клетку, передвигая игрушки в заданном направлении.

Развивающая игра – задание «Веселые клетки»

Цель: закреплять умения детей ориентироваться в пространстве карты в клетку, находить столбик и ряд по инструкции на основе тактильной ориентировки.

Дети учились правильно определять место нахождения игрушечных машин, ориентируясь на знание сторон микропространства.

Развивающая игра – ситуация «Мы водители»

Цель: закреплять умение изображать направление движения при перемещении игрушек в помещении группы на основе ярких цветовых пятен.

Дети закрепили умение правильно определять направление движения игрушечных машин, ориентируясь на знание направления пространства.

Развивающая игра – упражнение «Найди свою машину»

Цель: формировать лексико-грамматические навыки детей; упражнять в умении правильно употреблять наречия и предлоги, определяющие направление движения по цветовым стрелкам.

Дети освоили навык уверенного и правильного определения направления движения игрушечных машин, ориентируясь на знание правой или левой руки.

Развивающая игра – проблемная ситуация «Пляшущие человечки»

Цель: совершенствовать умение использовать пиктограммы при выполнении музыкально-ритмических движений на основе словесных указаний.

Дети в образе водителей закрепили умение по пиктограмме правильно определять направление движения, ориентируясь на знание направления, ориентируясь на указание.

Развивающая игра – ситуация «Автомобильная прогулка»

Цель: закреплять умение детей находить предметы в пространстве, используя схему – цветовые ориентиры.

Выполняя игровые задания, в образе водителей, дети свободно находили предметы в помещении группы.

Развивающая игра – проблемная ситуация «Моторные лодки»

Цель: совершенствовать умение детей выполнять разнообразные упражнения по ярким цветным указателям.

Войдя в игровой образ водителя моторной лодки, дети стали уверенно выбирать направление движения, ориентируясь на знание сторон.

Развивающая игра – упражнение «Разложим по порядку»

Цель: формировать умение передавать пространственное расположение предметов по отношению друг к другу с целью изображения реальной пространственной ситуации по ярким цветным ориентирам - стрелкам.

Дети, выполняя игровое задание «Разложи эти мячи» и т.д., правильно располагая их, в соответствии с реальным расположением предметов и игрушек.

 

Нарушение зрения обусловливает недостаточную сформированность зрительно-моторной координации у детей, что проявляется в трудностях при овладении навыками освоения пространства, ориентировочными умениями. Благодаря проведению развивающих игр на формирующем этапе,  в работе с детьми 4-5 лет с нарушениями зрения по формированию пространственной ориентировки создана предметно-развивающая среда, не только развивающее данные умения и навыки, но и обучающее умению ориентироваться в пространстве, направленное на координирование движений, развитие произвольности зрительного внимания.

Формирование навыков ориентировки в пространстве связано с использованием пространственных представлений и разных систем (в видимом  и  воображаемом плане).  Это  необходимо,  так  как  это  создает благоприятные  условия  для  успехов  в  других  областях.  В развивающих играх создавались такие условия, в которых каждый ребенок получал возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации  или с определенными предметами, приобретая собственный действенный сенсорный чувственный опыт.

Содержание и методика игр со средними дошкольниками были направлены и на общее развитие координации движений, умения действовать в пространстве. В силу определенной целенаправленности игр важно было сочетать наглядные приемы с действиями самих детей. Это соответствовало особенностям познания дошкольниками окружающего мира при нарушениях зрения. Для ребенка развивающая игра – это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром. При построении занятия необходимо было использовать потребность детей действовать с предметами и в то же время управлять их активностью в соответствии с поставленной игровой задачей. Все эти формы ориентировки в пространстве дети увереннои хорошо различают после формирующего этапа.

25 сентября 2018 в 16:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.