Детский сад №11 "Подснежник", г. Якутск, республика Саха (Якутия)

Паспорт кабинета учителя дефектолога.Жукова О.Ю.

Качество построения коррекционно-развивающей среды: оформление и оборудование кабинета, наличие инструментария, нормативно – правовых документов.

Паспорт кабинета тифлопедагога.

 

Ф.И.О.

Жукова Ольга Юрьевна – учитель – дефектолог (тифлопедагог) МБДОУ ЦРР Д/с № 11.

Образование

высшее. МГГУ им. Шолохова в 2008 г.

Курсы квалификационной переподготовки окончила 2015 году в ФГАОУ АПК и ППРО г. Москва

Педагогический стаж  – 21 лет, из них: в должности музыкального руководителя  – 20 лет, в должности учителя – дефектолога (тифлопедагога) – 4года.

 

Коррекционно-развивающие занятия проходят в условиях кабинета тифлопедагога.

Эффективность функционирования кабинета учителя-дефектолога (тифлопедагога) детского сада «Подснежник» базируется на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также подкрепляется техническим оснащением и оборудованием.

 

Основные характеристики кабинета:

 - удаленность от источников шума, оптимальная влажность и температура, отсутствие сквозняков;

 - оборудован необходимой мебелью, подобранной по ростовым показателям и расположенной в соответствии с требованиями СанПиН; имеются шкафы для дидактического материала и методических пособий;

 - созданы условия достаточной освещенности: яркость фона, равномерное распределение яркости в поле зрения, устранение сияющего источника света, а также резких глубоких теней, приближение спектра излучения искусственных источников к спектру дневного света.

Кабинет тифлопедагога укомплектован игровыми и коррекционно-развивающими пособиями (магнитная  доска, ковролинограф, настольные игры, деревянные игрушки, авторские дидактические игры и т.д.), которые периодически обновляются. Имеются демонстрационный и раздаточные материалы, технические средства обучения -  ноутбук, стол для занятий по  развитию зрительного восприятия, имеются тифлотехнические средства - лупы, различного диаметра.  Материально-техническая и методическая база кабинета соответствует возрастным потребностям детей.

 

 

План пространства кабинета учителя – дефектолога (тифлопедагога)

 

Площадь кабинета – 6 кв.м.

Закрепленная мебель: шкаф-стенка- 2 шт.,

стулья – 5 шт., столы – 1 шт., парта – 1 шт.,

подставка – 1 шт., магнитная доска,

ковролинограф, полка

Освещение – естественное и искусственное (люминесцентные лампы – 2 шт.).

Освещенность – 100%.

Нормативно-правовая база

Федеральный  закон  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Семейный кодекс РФ

Трудовой кодекс

Порядок организации и образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г.№ 1014

Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Концепция дошкольного воспитания

СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Письмо МО РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

Устав дошкольного учреждения 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04. 2014г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Документация учителя - дефектолога (тифлопедагога)

Положение «О кабинете – учителя дефектолога» МБДОУ ЦРР д/с№11

Должностная инструкция №10 учителя-дефектолога

Инструктаж № 1:1 по пожарной безопасности в детском саду.

Рабочая программа по развитию детей с нарушением зрения разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной программой МБДОУ ЦРР № 11 и является ее составной частью.

Перспективный план коррекционно – развивающей работы по разделам коррекционных программ.

Календарный план коррекционно – развивающей работы в группе для детей с нарушениями зрения.

Карты тифлопедагогического обследования воспитанников детей.

Список детей группы с нарушениями зрения.

Журнал регистрации консультаций родителей.

Циклограмма

Табель

Архивные материалы (документация работы учителя – дефектолога (тифлопедагога) за период … учебные годы).

Нормативно – правовая база, регламентирующая работу учителя – дефектолога (тифлопедагога).

 

Программно-методическое обеспечение

 

1. Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения /Сташевский С.В. – М.: Научно-исследовательский институт дефектологии, 1990.

2. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б. «В помощь тифлопедагогу ДОУ», Челябинск 2010 г.

3. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие / Л.А. Дружинина – М.: Экзамен, 2006 . – 159с.

4. Дружинина Л. А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации  - Челябинск : АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с.

5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. М. ТЦ “Сфера”, 2004.

6. Подколзина Е.Н. «Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения», журнал «Вестник тифлологии» № 2 – 2010 г.

7. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения // Дефектология. - 2002. - №6. – С.

8. Подколзина Е.Н. «Ознакомление детей с ролью зрения в их жизнедеятельности»,  журнал  Воспитание и обучение детей с проблемами развития»,№5,2005

9. Подколзина Е.Н.  Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных  коррекционных занятий). Москва 2007 г.

10. Подколзина Е.Н. «Дефектология», №3, №6 – 2002г.

11. Солнцева Л.И., Подколзтна Е.Н. Воспитание и обучение слепого дошкольника. 2-ое издание, с изменениями, ООО «ИПТК «Логос»ВОС» Москва , 2005

12. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А., Москва 2011 г.

13. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И.Плаксиной, Москва 2003 г.

14. Хватько И. Н., Солдатова Л. В., Коростелёва О. В. Дети с нарушением зрения. Восприятие окружающего мира // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 321-324.

15. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ. М., «Аркти» 2004.

16. Сьюзен С. Симмонс, Шэрон ОМара Майда. Начинаем двигаться. «Свет жизни» Киев 2003 г.-23+ Электронные пособия:

1.  Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями зрения к плеопто - ортоптическому лечению. З.П. Малева, ПАРАДИГМА, М 2011

2.  Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям. Л.И. Солнцева, С.М. Хорош, изд. ЭКЗАМЕН, 2004

3.  Никулина Г.В., А.В. Потемкина. Готовим к школе детей с нарушениями зрения

4.  Хрестоматия по развитию и воспитанию дошкольников с нарушением зрения. Сборник статей.

5.  Денискина В.З., Р.А. Курбанов. Слепой ребенок вне дома

6.  Дружинина Л.А., Осипова Л.Б. В помощь тифлопедагогу ДОУ. Учебно – методическое пособие

7.  Дружинина Л.А., Осипова Л.Б. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ

8.  Ермаков В.П., Щеглова А.А. Воспитание слабовидящего ребенка в семье (сборник статей)

9. Курбанов Р.А., С.М. Хорош. Организация жизни слепого ребенка в семье

10. Нагаева Т.И.. Нарушения зрения у дошкольников. Развитие пространственной ориентировки

11. Методическое пособие. Организация коррекционно - воспитательной работы со слепыми и слабовидящими в условии ДОУ комбинированного типа

12 Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения. Методическое пособие

13. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида

14. Плаксина Л.И. Содержание работы тифлопедагога

15. Подколзина Е.Н. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения

16. Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушениями 6

17.  Семаго М.М.. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения

19.  Игра дошкольника с нарушением зрения. Сборник статей.

 

Перечень наглядно-дидактических материалов и пособий кабинета.

 

Игры для развитие зрительного восприятия
Ребёнок с нарушением зрения, как правило, не может самостоятельно зрительно внимательно рассматривать  и выделять именно те признаки, которые позволяют получить о предмете реальное представление. например, материал, из которого сделан предмет, соотношение частей предмета по величине, пространственное расположение предмета и т. д.)
Дидактические игры

«Ассоциации»

«Логические таблицы»

«Найди тень, контур»

«Найди такой же (форма)»

«Подбери заплатку»

«Подбери пару»

«Маленький дизайнер»

«Мир вокруг нас» (теневые и цветные изобр.)

«Найди половинку»

«Противоположности»

«Предметы и контуры»

«Разноцветные предметы»

 «Составь по образцу»

 «Сравни и найди отличия»

«Что лишнее»

«Что перепутал художник

Пазлы

Деревянные

Магнитны

Мягки

Вкладыши деревянные «Форма»

 Макси-пазлы (овощи, фрукты, деревья,игра-лото «Цвет, форма»

Папка «Зашумленные картинки» 

Плакаты офтальмологические для зрительной гимнастики

Игры на развитие ориентировки в пространстве

«Вверху – внизу. Кто выше?»

«Веселые часы» -тетрадь – смекалочка

«Лабиринты»

«Предлоги «С, ИЗ, У, ЗА, НАД.В, НА, ПОД, К, ОТ» - предметные картинки

«Сервировка стола»  - реальные предметы

«Тренажер» - дидактические игры

«Чему научит клеточка» Папка дошкольника

 Наглядные часы со стрелками

 Папка - картотека игр

Социально-бытовая ориентировка

Головные уборы» в картинках

«Домашние животные, их детеныши» в картинках

«Дикие животные, их детеныши» в картинках

«Детям о профессиях»

«Кто и где живет?»

«Мир в картинках»

Муляжи «Фрукты. Овощи». Инструменты. Дикие и домашние животные»

«Одень мишутку».

«Птицы» - лото

«Транспорт»

«Чего не хватает?»

 «Четыре сезона - Осень, Весна, Зимы, Лето»

«Четвертый лишний» 

«Я и мое тело»

«Ягоды» - лото

Наглядные плакаты: «Птицы», «Фрукты», «Овощи», «Дикие животные», «Домашние животные»

Макси – пазлы: «Морские обитатели», «Овощи», «Фрукты»,

Пособия по развитию познавательной деятельности

«Больше, меньше, поровну»

 «Веселые цветные числа»

«Задачки для ума» серия тетрадей.

«Крестики – нолики» - планшет

 Кубики по сказкам

 Магнитная мозаика

 «Мемо парочки»

«Поиграем, посчитаем»

«Простоквашино»

«Разгадай головоломку»

«Слова  и числа»

«Три из девяти»

«Части и целое»

 «Что не так»

«Что сначала, что потом»

Цветные счетные палочки кюизенера+

«Сложи узор» - кубики + альбом»

Развитие осязания и мелкой моторики 

Веселые шнурочки  «Огород. Расчудесное дерево»

Веселые шнурочки «Сказки»

«Елочка» конструктор

Игровой шнуровальный планшет

Игры в кармашке

Конструктор деревянный «Поросёнок» - 12 деталей

Магнитная рыбалка

Мозаика крупная - 80 деталей

Мозаика «Радуга» -150 деталей

Набор массажных мячей – 2 шт. (больших), для суджока

«Намотай нитку»

Нанизывание бус

«Обведи и раскрась»

Пазлы мягкие  «Транспорт,«Гриб» «Машина»

1. «Пальчиковая и зрительная гимнастика» (картотека)

Пирамидка малая (деревянная), средняя (пластмассовая), стаканчики

«Рыбки»

Плетение косичек, макраме

Чудесный мешочек 

Рельефные доски для пластилина

 Развитие сохранных анализаторов

 

Набор музыкальных инструментов

Набор карточек с шероховатой поверхностью

Подбери пару (звуки).

Звуковые книги «Кто на ферме самый главный»

 

Пособия по развитию неречевых и речевых средств общения, речевого развития:

 Карточки с различными позами человека

Гнущийся человечек

 

Для развития связной речи, грамматического строя речи.

Альбом «Видим, слышим, говорим»

Дидактическая игра «Ты откуда»

Наборы картинок 4-6, штук  «Составь рассказ»

Набор предметных картинок с предлогами

«Противоположности»

 Специальные тифлологические приборы для развития компенсаторных способов познания мира и развития сохранных функций:

1. Лупа- 3;

2. Тифлоприбор для письма по системе Брайля (18 строк) – 1;

3. Грифели детские -1;

4. Брайлевская колодка (шеститочие) – 2;

5. Книги с рельефными картинками  – 2 набора;

Пособия по развитию осязательно-двигательного восприятия

Пособия с различными видами поверхностей, тканей, материал на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал);

4 февраля 2020 в 08:44

Прикреплённые файлы:

Документ: Паспорт кабинета учителя дефектолога.Жукова О.Ю.

Описание файла:

Файл называется: pasport_vl8ao.docx

Это официальный файл организации «Детский сад №11 "Подснежник", г. Якутск, республика Саха (Якутия)», в нём содержится Паспорт кабинета учителя дефектолога.Жукова О.Ю..

Размер файла: 1,51 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.