Детский сад №11 "Подснежник", г. Якутск, республика Саха (Якутия)

Кружковая работа по тестопластике "Умелые руки". Воспитатель: Нигматуллина Налия Геннадьевна

 Образовательная программа ДОУ разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей детей посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста. 
Задачи программы:

обучающие:

– познакомить с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;

– обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;

– научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;

– начать формирование знаний о композиции, основах цветовидения, технике рисунка акварелью и гуашью;

технические:

– развивать координацию движения рук;

– научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;

– использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание;

развивающие:

– развивать мелкую моторику рук;

– расширять словарный запас;

– расширять кругозор;

– развивать эстетический вкус;

– содействовать развитию творческого воображения, фантазии;

воспитательные:

– воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

– воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

– воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду;

социальные:

– создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

– помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

– научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.

 

Принципы и подходы к формированию программы.

Реализация данной программы основывается на следующих принципах.

Принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному.

Учет возрастных особенностей – содержание и методика работы ориентированы на детей конкретного возраста.

Принцип наглядности предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным.

Принцип связи теории с практикой – органичное сочетание в работе с детьми необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков.

Принцип результативности – в программе указано, что узнает и чему научится ребенок.

Принцип актуальности предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей.

Принцип деятельностного подхода – любые знания приобретаются детьми во время активной деятельности.

Принцип гармонии простоты и красоты лежит в основе любого вида деятельности, одновременно является критерием творческой деятельности и результатом в процессе саморазвития творческих способностей.

  Образовательная деятельность строится таким образом, чтобы воспитанники сознательно и активно овладевали ЗУНами, чтобы у них развивалась творческая активность и самостоятельность. Только с учетом этих принципов могут быть достигнуты высокие результаты в овладении дошкольниками знаниями и практическими навыками.

В Программе учитываются следующие подходы:

1) личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей. В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.

2) деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней. Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества, ребенок, если не равен, то равноценен взрослому и активен не менее взрослого.

Организация образовательного процесса осуществляется в различных, адекватных дошкольному возрасту формах, выстраивается с учетом потребностей и интересов детей. Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса. В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи: создавать условия, обеспечивающие позитивную мотивацию детей, что позволяет сделать их деятельность успешной; учить детей самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения; создавать условия для формирования у детей навыков оценки и самооценки.

Программа предусматривает использование индивидуальной формы работы воспитанников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу дошкольника. При этом педагог оказывает ребенку такую помощь, которая не подавляет его активности и способствует выработке навыков самостоятельной работы.

Форма образовательного процесса. Основная масса времени образовательной деятельности отводится на лекционно-практические занятия, где оптимально сочетаются теория и практические упражнения. Это обусловлено спецификой курса: чтобы эффективно овладеть навыками работы с соленым тестом, нужно вслед за теоретическим изучением приемов отработать их на практике.

  Среди методов, определяемых по источнику информации, используется объяснение (при знакомстве со свойствами теста, с терминами), инструктаж (объяснение правильных приемов работы, исправление и предупреждение ошибок), беседа (необходима для приобретения новых знаний и закрепления их путем устного обмена мнениями). Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения. Демонстрация присутствует практически на каждом занятии и сочетается со словесными методами.

Отличительные особенности программы.

Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Отличительной особенностью данной программы является использование нестандартного материала для работы – соленого теста.

Сегодня такой материал как соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с тестом многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Изделия из данного материала, в отличие от пластилина, долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом, как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая, достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов. Лепка, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Лепка из соленого теста - «Тестопластика», относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая еще не нашла широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну программы. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое, сделанное своими руками.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Ее реализация позволяет создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, формировать эстетические   вкусы, развивать чувство прекрасного, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации.

АктуальностьТестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Занятия тестопластикой даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.


Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

повышают сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

синхронизируют работу обеих рук;

формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, способствуют формированию художественно-эстетического вкуса.

в процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба, царит искренняя атмосфера.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми в возрасте 5-7 лет, рассчитана на два года обучения и поэтапное освоение материала.

В группу первого года обучения принимаются дети 5-6 лет при наличии соответствующего интереса. В группу 2-го года обучения принимаются дети 6-7 лет, освоившие базовый курс и вновь прибывающие. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

Максимальное количество детей в группе – 15 человек.

Вся работа кружка строится в три этапа:

На первом этапе, у воспитанников идет развитие элементарной грамотности, посредством усвоения, заложенного в программе объема знаний. Воспринимая новую информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом ребенок, перенимая опыт, приобретают начальные умения. 

На втором этапе – функциональная грамотность. Воспитанники применяют полученные знания и умения для самостоятельного решения поставленной задачи. 

На третьем этапе дети самостоятельно выбирают способы лепки при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приёмы.

Формы и режим занятий

Образовательная деятельность проводится один раз в неделю и равна 1 часу (1 учебный час равен: 25 - 30 мин на первом году обучения и 30 – 35 мин на втором году обучения) в форме кружковой работы.

Всего 33 занятия в год – на первом году обучения и 32 занятия на втором.


11 ноября 2020 в 13:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.